Водевиль XXI века

Наши сегодняшние гости художественный руководитель и режиссер театра «Комедианты» М.А. Левшин и исполнительница главной роли в спектакле «Лес» по пьесе А. Островского Раисы Гурмыжской, заслуженная артистка России Н. И. Мещанинова.

2012 год в Ленинградском областном театре „Комедианты“ завершился премьерой. Настоящим новогодним подарком для зрителей стала постановка пьесы А. Островского „Лес“. Спектакль поставил художественный руководитель театра, заслуженный деятель Р. Ф. Михаил Александрович Левшин.

Пьеса Островского „Лес“, не сходящая со сцен вот уже более полутора столетий, сейчас актуальна, как никогда. Ведь ее герои — простые обыватели, выстраивающие взаимоотношения между собой под всеобъемлющей властью денег. Эта власть так велика, что только с ее помощью может сделать карьеру недоучка¬гимназист Буланов, без них не обрести счастье девушке из бедной семьи Аксюше, купец, нечистый на руку, горд своим умением „обращаться“ с чужими деньгами, и только деньги могут заставить 20¬летнего, не слишком разборчивого в средствах, юношу составить счастье богатой помещицы Гурмыжской, которая по возрасту годится ему в матери. Не правда ли, знакомые ситуации?

Островский в середине XIX века точно подметил то, к чему наше общество пришло сегодня. Люди поражены и ведомы собственным эгоизмом, человеческие взаимоотношения подменяются профессиональными технологиями, поменьше дать и побольше взять — стало признаком высшей доблести. Об этом спектакль.

И тем поразительнее и оригинальнее жанр, в котором он решен. Авторы спектакля создали искрометный, очень динамичный и полный юмора водевиль. Несмотря на большую продолжительность (спектакль идет около 4¬х часов с одним антрактом), действие увлекает и радует, совершенно не прессингуя зрителя серьезностью поднимаемых проблем.

Н.И. Мещанинова: В „Лесе“ нашего театра очень большое влияние на стилистику спектакля в целом оказал неподражаемый Вадим Жук, который своими стихами как бы сделал „инъекцию“ юмора и сатиры и вплел музыкальные номера в действие. Островский просто указал, что „Лес“ комедия и совершенно не предполагал никаких, а тем более, водевильно¬эстрадных, „дополнений“. И все мы, актеры, приложили немало стараний, чтобы это было органично».

В спектакле много музыки, актеры поют песни, романсы, куплеты, дуэты, поют хором и под баян, танцуют вальсы, польки, опереточные каскады, читают стихи и просто шалят. Действие периодически выплескивается в зрительный зал, и публика, то ловит конфеты, которыми их своей «щедрой рукой» осыпает Гурмыжская, то отвечает на рукопожатия действующих лиц, то даже включается в диалог.

М.А. Левшин: «Существует такая известная истина: „Каждый спектакль — это свой жанр“. Мы поначалу называли наш „Лес“ „почти мюзикл“, потом мы его определили как „музыкальную комедию“. Если у автора написано „комедия“, то автор так и „планировал“, что его творение будет вызывать смех и соответствующую реакцию зала».

Музыкальной комедией¬водевилем «Лес» стал благодаря знаменитому композитору Владимиру Дашкевичу (автору музыки к фильмам, ставшими золотым фондом советского киноискусства, таким, как «Бумбараш», «Приключения Шерлока Холмса», «Зимняя вишня» и т. д.).

М.А. Левшин: «Композитора нам предложил автор текстов песен — Вадим Жук. Он послал тексты в Москву композитору Дашкевичу с просьбой ответить — „противны они ему или не противны“. Тот ответил, что „не противны“ и взялся написать песни к спектаклю. А тексты — просто замечательные! Вадим Жук абсолютно попал в точку со своим юмором и стилизацией. Сначала у меня было двоякое ощущение от той музыки, которую представил Дашкевич. Будучи автором песен и музыки к фильму „Бумбараш“, композитор и в спектакль привнес немного от той мелодики. Да это и понятно, ведь и в фильме, и в нашем спектакле звучат и русский романс, и городская песня, и стилизация под крестьянскую песню. Мы постепенно стали „обживать“ и любить эту музыку. Дашкевич сумел написать такую музыку, которая с одной стороны новая, специально написанная, а с другой — узнаваемая, шлягерная».

В спектакле есть и весьма сильно и проникновенно сыгранная серьезная линия, это история трудной любви бедной родственницы Гурмыжской Аксюши (актриса Юлия Бурцева) и купеческого сына Петра (актер Виталий Кравченко).

М.А. Левшин: «Да, мы не подменяли авторских идей, мы провели любовную линию, которая есть в этой комедии честно и всерьез. Да и позицию Несчастливцева мы воспринимаем с уважением и интересом. Ведь юмор нужно «делать» всерьез. Еще Гоголь в своем «Предуведомлении» к актерам, играющим его пьесу «Ревизор» писал: «…надобно опасаться, чтоб не впадать в карикатуру… Чем меньше будет думать актер о том, чтобы смешить и быть смешным, тем более обнаружится смешное взятой им роли».

Образы Несчастливцева (актер Андрей Шимко) и Счастливцева (актер Сергей Николаев) в спектакле «Комедиантов» получились как бы разными гранями одного и того же явления — неудачливости и, современным языком говоря, отсутствия самореализации, а по большому счету — человеческого несчастья. Оба персонажа смешны в своей серьезности, но и серьезны в своей комичности.

М.А. Левшин: «Чем сильнее Несчастливцев верит в высокое предназначение своего поступка (отобрать деньги у Гурмыжской и так восстановить справедливость), тем больше будет улыбаться зритель абсурдности этой ситуации, видя в провинциальном актере¬пьянице чуть ли ни Мессию».

Н.И. Мещанинова: «Играть нужно серьезно, а юмор должен «выходить» сам по себе, ведь в «Лесе» Островского одни персонажи на грани гибели, а действие других становятся этому причиной. И все происходящее в пьесе было бы веселым, ни будь оно столь грустным».

Большой творческой удачей спектакля «Лес», центром притяжения зрительского интереса стала роль помещицы Гурмыжской, с большим мастерством и органичностью воплощенная заслуженной артисткой России Ниной Мещаниновой. Весь спектакль буквально находишься под обаянием и колдовством этой скупой и лицемерной дамочки. Но в том­то и заключается актерское мастерство, чтобы образ, далеко не привлекательный своими человеческими качествами и поступками, становился столь любимым публикой.

М.А. Левшин: «В нашем спектакле мы не стремились показывать образы сугубо отрицательные или положительные. Мы старались создать образы людей, которыми овладевает некая стихия. Одни с ней справляются, другим это не удается. Желание себя выразить, продлить свою молодость приобретает у Раисы Гурмыжской характер страсти, идеи, которая всецело ее поглощает. На пути к своей цели она совершает грехи, но ей не остановиться».

Н.И. Мещанинова: «Текст пьесы Островского своеобразный и нелегкий. И тяжел он именно своей несовременностью. До начала своей работы над «Лесом» я видела несколько новых постановок этой пьесы, в частности, спектакль театра «Буфф», где все серьезно и ощущения, что это хоть в чем­то современно — нет. Когда началась работа над нашим «Лесом», то роль Гурмыжской мне казалось немного «чужой», я ее не очень понимала. Мне, как представительнице школы З. Я. Корогодского, трудно врать, «представляться».

Все встало на свои места, только когда спектакль полностью был собран, и характер Гурмыжской «проявился» полностью, обнаружилась именно комическая сторона, которая и была заложена автором пьесы. Михаил Александрович вскрыл истинную природу героев Островского, сняв с них преобладающую отрицательность и несимпатичность. Режиссер показал зрителю обычных людей, которые встречаются нам каждый день, в том числе и таких, как Гурмыжская.

Что касается водевильности спектакля, для меня водевиль, как жанр — не новость, я играла водевили много лет и чувствовала себя там очень комфортно. Но воплощение водевильных ролей исчерпывает себя довольно быстро, а классика, Островский — это непреходяще, так как глубоко и всегда современно».

Спектакль «Лес», созданный на сцене «Комедиантов», — это как новая встреча с хорошим старым знакомым, встреча легкая и приятная, ведь он — водевиль, водевиль XXI века.

Материал подготовила

Вера Трошнева

Газета «Вести» он-лайн / 12.02.2013 г. / автор: В. Трошнева

Ссылка на статью