Настя Бражник "Сидеть в облаках и править миром"


"В государственном драматическом театре «Комедианты» случилась премьера «Марина! Какое счастье!». Спектакль поставлен заслуженной артисткой России Ниной Мещаниновой, по дневникам и «Повести о Сонечке» Марины Цветаевой.

На сцене огромный, принципиально не соизмеримый с жизнью, полукруг окна. Вместо стекла – тюлевая ткань. А также – большой и широкий, кроватных размеров, деревянный подоконник. Так и вспоминается строчка из цветаевского стихотворения о доме в Борисоглебском переулке, где она жила с 1914 по 1922 год: «Что ж, - мы проживём и без хлеба! Недолго ведь с крыши – на небо». Сценограф заслуженный художник России Александр Орлов не столько передаёт реальный быт Марины Цветаевой 1918-1922 гг., сколько отражает поэтический характер её воспоминаний о «диккенсовской» жизни тех лет. И отражает – подлинно, ассоциативно точно.

Спектакль рассказывает о недолгом периоде сближения поэта с ещё юными студийцами легендарной третьей Мансуровской студии в Москве, которая вскоре станет знаменитым театром Вахтангова: с Павлом Антокольским (впоследствии известным советским поэтом и переводчиком), с Юрием Завадским (вошёл в историю искусства как театральный режиссёр), Владимиром Алексеевым и Софьей Голлидэй. Этюдно выстроены сцены мечтательных, внебытовых разговоров молодых людей с Мариной Цветаевой, которая была тогда немногим старше их, но уже растила двух дочек и ждала мужа с Гражданской войны. Сценические переходы вместо привычного затемнения проходят на музыкальных номерах Нины Мещаниновой. Актриса поёт романсы на стихи Цветаевой, созвучные сыгранным этюдам.


Вот в гости на Борисоглебский приходит восторженный Павлик Антокольский (Евгений Талашманов), затем – страстный, завлекающий Марину Цветаеву (Екатерина Культина) своей «ангельской» красотой Юрий Завадский (Виталий Ковалёв). Объединившись на празднование нового года, студийцы появляются в квартире Марины хороводом масок из «Принцессы Турандот» Вахтангова. Поголовно влюблённые в Цветаеву друзья, спонтанно хватаясь за знакомые строчки, случайно прозвучавшие фразы, разыгрывают отрывки из «Женитьбы» Н. Гоголя, с детской непосредственностью и азартом увлекаясь, не умея быть серьёзными. Это актёрство и ценит в них живущая образами и поиском словесной точности Марина Цветаева, отказывающаяся замечать быт (голод, холод, одиночество, неизвестность). Революция проходит незамеченной в этом мире художников, которые только и делают, что, как говорит Павлик, «сидят в облаках и правят миром».


Режиссёр Нина Мещанинова обострила противоречие между повседневной жизнью и духовно наполненным миром героев – их диалоги прерываются грубой речью подселённых к Марине Цветаевой соседей, руганью на улице (за гигантским окном), звуками и заполняющими всё пространство сцены видеопроекциями враждебного к людям внешнего мира.


Центральные сцены спектакля связаны с фигурой Сонечки Голлидэй в исполнении приглашённой из Москвы звезды Марии Смольниковой. Её удивительные, ни на что не похожие монологи о любви, о себе и о жизни, обращённые в зал, - чудо спектакля. Благодаря таланту Смольниковой, спектакль действительно оживляет эту непохожую ни на кого Сонечку, воспетую Мариной Цветаевой. Актёрские клише, лукавство, импульсивность, косноязычие, порывистость и самозабвение от наличия влюблённого поэта-слушателя сплелись в чертах характера Сонечки, а перо Цветаевой превратило их в литературный шедевр. Мария Смольникова смогла увидеть цветаевскую Сонечку в объёме, с глубоким пониманием образа. И этот образ воссоздала сценически. Актрисе удалось покорить зрителей. Рассмешить, умилить, удивить, а потом, в сцене отъезда из Москвы и предчувствия неизбежной гибели, - заставить тосковать по тому навсегда ушедшему времени и его героям.


(Петербургский театрал, март 2021 № 1 (29))