Донкихоты и гамлеты Шукшина

В этом году Василий Шукшин отметил бы свой 85-летний юбилей. Писателя, актера и кинорежиссера давно уже нет с нами, а его герои продолжают жить в книгах, фильмах, театральных постановках, и распахивают перед нами тайники своих богатых, но очень ранимых душ. Эти особенности художественного мира Шукшина ждут зрителей в премьерной постановке Михаила Левшина «Земляки» на сцене театра «Комедианты».

В сельском клубе проходит смотр художественной самодеятельности, один за другим появляются на сцене жители села, поют песни, танцуют. На первый взгляд, идет обычный концерт, но это не так: каждый номер отражает чью-то жизненную драму. От шофера Ивана Петина (Виталий Кравченко), пока он был в рейсе, сбежала жена. А супруга Вени Зяблицкого (Евгений Талашманов) купила себе шубу на те деньги, что были отложены на кожаное пальто для мужа. Такие, казалось бы, бытовые ситуации порой перерастают в трагедию, и у каждого из героев в душе зарождается своя боль, которую они усиленно стараются превозмочь.

Персонажи шукшинских рассказов в спектакле страдают от предательства, пытаются донести мысль автора о том, что ни в коем случае нельзя упускать возможность выразить свои чувства близким людям, порадовать их и поддержать. Об этом говорит шофер Сергей Духанин (Анатолий Ильченко), который решается купить своей жене дорогие сапоги. Сапоги ей не подходят, но супруги понимают, что готовы дарить друг другу заботу и нежность.

Получается, каждая отдельная история представляет собой исповедь, эмоциональный выплеск героя. Все эти люди терпеливо переносят испытания, посланные им судьбой, сохраняют человеческое достоинство и мужество. Соединить в одном спектакле несколько произведений Шукшина помогает талантливая и новаторская задумка режиссера, благодаря которой сюжеты с песнями представлены как номера художественной самодеятельности. Песня наиболее тонко передает состояние русской души, переживания героев, их обиды и надежды. Концерт в сельском клубе перестает быть обычным мероприятием и превращается в спектакль под названием «Жизнь». Герои его веселятся и плачут, познают себя, окружающий мир и глубину своего национального характера. В спектакле атмосферу 60-х годов прошлого века создают песни советской эстрады, костюмы и своеобразная речь героев Василия Шукшина.

Удачный замысел режиссера дополняет убедительная игра актеров. Нельзя не заметить некоторой нервозности и надрыва, но именно благодаря этому эмоциональному накалу чувствуется искренность и пронзительность шукшинских персонажей. В заключительной сцене спектакля один из героев обращается к зрителю. «Верую» — с гордостью говорит он, подняв голову и раскинув руки. Он верит в своих близких, в свой народ и страну, науку и технику, он верит в Жизнь. Этот жизнеутверждающий финал прекрасно передает главное качество личности Шукшина и его неувядающего, всегда актуального творчества.

Михаил Левшин, режиссер-постановщик спектакля «Земляки», художественный руководитель театра «Комедианты», заслуженный деятель искусств РФ:

— В чем сегодня заключается актуальность произведений Шукшина?

— В одном из своих интервью Андрей Михалков-Кончаловский сказал: «Все наши проблемы из-за того, что мы совершенно не знаем, кто мы такие, мы себя не осознаем». Шукшин — великий человек, который задумался над вопросом, кто же такие русские. Этот вопрос актуален и сегодня, потому что мы до сих пор не знаем собственных национальных особенностей. Шукшин дорог тем, что в срезе своего времени сумел показать свойства нашего национального характера. В своей книге Сергей Юрский когда-то писал, что Шукшин очень органично и хорошо сочетает три потока: юмор, нежность и драматизм. Это нас и привлекло в его произведениях при создании спектакля.

— Как осуществлялась работа над спектаклем?

— Сначала я выбрал рассказы, тексты, а потом мы создавали образы героев на сцене, искали актеров. Когда я выбирал произведения, мне хотелось, чтобы в каждом рассказе была исповедь и борьба. Все герои — русские «донкихоты» и «гамлеты», они борются за справедливость, за человеческое достоинство.

— Какие трудности возникали во время создания «Земляков»?

— Сложно было выдерживать ноту правды, искренности и верить в необходимость борьбы против несправедливости; все это приходилось воспитывать в актерах. Работали над спектаклем больше года, потому что шукшинская атмосфера требует освоения, душевного и физического развития. Погружение в Шукшина не происходит быстро. У кого-то получалось сразу, у кого-то позже, кто-то еще к этому идет.

Евгений Талашманов, исполнитель роли Вени Зяблицкого в спектакле «Земляки», актер театра «Комедианты»:

— Как удалось настолько достоверно создать образ простого деревенского парня?

— Когда я готовился к этой роли, то, честно говоря, не брал за основу психологию деревенского парня. Чтобы почувствовать образ Веньки Зяблицкого, я просто шел от себя, пытался понять свою боль в этом материале и попытаться вплести это в шукшинскую историю — присвоить себе текст, понять, о чем он говорит. Ситуация, на первый взгляд, проста: жена купила шубу — мужу не хватило на пальто. Но это все поверхностно. Там много внутреннего, переживаний, когда человека затюкала жизнь, и он выплескивает свои эмоции. У моего героя есть небольшие монологи, в которых очень много жизни: в них растет ненависть, потом появляется что-то исповедальное и очень много внутренних подтекстов.

— Как песня помогает передать переживания персонажей?

— Я считаю, что песня для русского человека — это все. Мы страдаем, плачем и улыбаемся, но все время мы поем. А если брать наш спектакль, в нем очень много музыкального материала, и каждая исповедь героя начинается с песни. Песня — это излияние души, соединение с космосом. Причем неважно, какая это песня, — она может быть патриотической, военной, лирической — это что-то свыше.

— Много ли вы работали с шукшинскими текстами?

— Нет, с текстами много работать не приходилось. Но у Шукшина текст немного кинематографический, ведь он кинорежиссер, и было очень интересно перенести это на сцену. Что-то получилось, что-то будем еще искать. Ведь глубина произведений огромна, в их простоте скрыта необъятная русская душа, поэтому по мере дальнейшей работы над спектаклем будут задеваться новые и новые смыслы. А когда с возрастом артист будет меняться, то для себя и для зрителя он будет открывать эту остроту по-другому.

Анастасия Самуйлова