«Муму» в «Комедиантах»

В конце ноября в театре «Комедианты» состоялась необычная премьера. В первую очередь ее уникальность связана с жанром постановки — это пластическая драма. Не драматический спектакль, включающий в себя пластические, танцевальные интермедии, а спектакль, в котором через движение, танец проводится драматический конфликт. В такой необычной форме «Комедианты» представили известный всем с детства рассказ И. С. Тургенева «Муму». При этом «Муму» в постановке театра ни в коем случае нельзя назвать спектаклем детским. Это рассказ Тургенева, прочтенный между строк и вновь переосмысленный. О спектакле нам рассказали его создатели.

Режиссер спектакля и художественный руководитель театра «Комедианты» — заслуженный деятель искусств России Михаил Левшин:

«В усадьбе на окраине Москвы существует заведенный уклад жизни — беспрекословное подчинение. В нашем спектакле оно оказывается чуть ли не армейским. Достаточно одного взгляда, жеста Барыни — и установленная машина жизни начинает работать, не нужно объяснять, слов не надо, нет смысла и потребности говорить. Только на самом деле эта машина дурная — она кашляет, чихает, дает сбои. И такой человек, как Герасим, в усадьбе необходим: не мыслящий себя без работы, честный, совестливый, ответственный — уникальный. Когда он появляется, жизнь налаживается, он работает, он умеет и любит это делать, его начинают слушаться.

У Барыни (Ольга Яковлева) в ее подходе к управлению есть единственный принцип — некое формальное наведение порядка. Образ — Барыня—командарм, генерал — связан у меня с ответом на тот самый вопрос „Зачем Герасим утопил Муму?“, почему не ушел с ней? Потому что у него в генах, как и у огромного населения нашей страны, была заложена иерархия подчинения, та самая, на которой основывается работа государственной машины. Когда под барабанный бой Барыня в присутствии дворни отдает приказ о том, что Муму нужно уничтожить, Герасим не может не подчиниться, иначе что-то разрушится, порядок вещей, складывавшийся веками. Герасим так же покорен, как и все дворовые, как и все подчиненные на Руси. Только выполнив приказ, он чувствует свободу и возвращается в деревню…».

Исполнитель главной роли Герасима, артист театра и кино Филипп Азаров:

«Для меня это тяжелый спектакль. Он надрывный, это рваный ритм, вспышки энергетики. Я постарался сделать другого Герасима, не такого, как, например, у Балуева (фильм „Муму“ Ю. Грымова): там он закрытый, собранный, весь в себе — взрослый закрытый мужчина. Я такой только в самом начале спектакля, в момент прощания с Татьяной (Алена Киверская) — я не выдерживаю, появляются слезы, что-то в Герасиме обрывается… Второй акт — это уже совершенно другой человек — человек в состоянии агонии, он отчаянно пытается сохранить Муму, этим он хочет заполнить ту огромную пустоту внутри, которая образовалась после потери Татьяны… Герасим, которого я пытаюсь показать, — это не юродивый, это нормальный здоровый человек со здоровыми мыслями, чувствами, потребностями. В спектакле есть танцевальный дуэт, символизирующий несбывшуюся мечту Татьяны и Герасима: это некий сон, космос. Подлинные человеческие эмоции, которые контрастируют со всей той бессмысленной сумятицей, окружающей главных героев…».

Роман Притула, исполнитель роли Антипки из дворни:

«За время репетиций сложился потрясающий актерский ансамбль. Есть Барыня, Любовь Любимовна, Гаврила, и есть мы, дворня. Мы следим за каждым жестом Барыни, выполняем все ее капризы и оказываемся сочувствующими наблюдателями драмы Герасима. На сцене большую часть действия мы сопровождаем свои движения песнями, удивительными напевами, которые, благодаря нашему преподавателю по вокалу — Екатерине Головкиной, — у нас, я надеюсь, получаются достойно. Мы необразованны и бессловесны, и, тем не менее, у каждого из дворни, а нас 8 человек, свой характер, линия поведения, своя функция на сцене. Ансамблевость, слаженность исполнения в этом спектакле чрезвычайно важна, ведь мы лишены слова, мы общаемся посредством движения, жеста. Мы создаем атмосферу жизни старой московской усадьбы».

Спектакль «Муму», хотя прошло только несколько представлений, уже можно назвать большой удачей театра. Несмотря на сложность материала — мало кто сегодня хочет вспоминать грустную историю об утопленной в XIX веке собачке, — кажется, получилось по-настоящему достучаться до зрителя, вызвать его на этот непростой разговор… и получить такой необходимый для артиста и режиссера теплый отклик в сердцах публики. В связи с этим мы задали создателям спектакля один важный вопрос: о чем вы хотели поведать спектаклем «Муму» современному зрителю?

Роман Притула:

«Неважно, где и среди кого ты живешь, дворня ты или барыня, главное, в любой ситуации оставаться Человеком…».

Филипп Азаров:

«Все приходят в театр развлекаться, отвлечься, прийти же после работы посмотреть „Муму“ — это сложно… Но именно в этом спектакле, кажется, мы говорим со зрителем о таких важных человеческих ценностях, как доброта, любовь, сострадание… Если ты любишь кого-то, что-то — дорожи, береги!».

Михаил Левшин: «Знаете, можно много сказать, ведь философский подтекст произведения И. С. Тургенева неисчерпаем, но хочется сказать одно: «Как катастрофически не хватает в России Герасимов!».

Борислава Шарова

Главная газета Ленинградской области «Вести» / 21.12.2010 / автор: Б. Шарова

Ссылка на статью